Павловы - 2
  Приказом №9 от 19 февраля 1921 г. Куртамышский уезд был объявлен на военном положении (запрещались хождение, движение,всякие сборища и т.д.). При всеразрастающем пламени мятежа ревком принял политические меры: в феврале 1921 г. в Куртамыше были арестованы и расстрелены без суда 11 человек из числа «офицеров, кулаков, заговорщиков» и т.д.(11).  Ревком это переходный орган, который руководствовался только революционной сознательностью /без судов/, а руководили  им обычно приезжие, в Куртамыше это горнорабочий с Поволжья   П.И.Капустин и секретарь  укома РКП(б)- В.М.Внуков.  Все последующие документы выходили под их подписью. В 1937г.  В.М.Внуков в Челябинске будет осужден как «враг народа» и расстрелян.
   27 февраля 1921г. уком РКП(б) распространил секретное, циркулярное письмо №531: «…составлять на весь подозрительный элемент списки. Обратить особое внимание на так называемую местную интеллигенцию-  учителей , медперсонал, писарей, засевших в учреждениях. …По этим спискам их временно изолировать от масс и брать заложниками.».(15).
   Далее выяснилось, что  вдогон циркуляру №531 было распространено еще срочное, секретное письмо Укома РКП(б) и ЧК о доставке всех заложников из уезда в Куртамышскую ЧК 4 марта к 10 часов утра. Надо сказать по документам того времени чувствовалось, что в Куртамыше начиналась паника. Например, представлен список коммунистов, уклонившихся от партийной мобилизации-20 человек. После чего 4 марта ЧК запросила данные на всех  членов РКП(б) уезда (адрес, родственники, связи  и т.д.), которые и были представлены 8 марта на 190 человек. По донесениям с мест, из волостей даже в мае 1921 г., наблюдались банды в кол-ве до 2 тыс. , в Долговской волости-1,5 тыс. , в общем у «страха глаза велики», а  ведь было, как позже выяснилось, было всего около 30-50  постоянных  мятежников.   (16).
      Уже в начале марта из  южных станиц  было посажено в тюрьму около 200 заложников (а сколько в  богатом Куртамыше? Никто не знает.  Прим.авт.). По приказу № 4 от 2 марта предполагалось за каждого убитого коммуниста или совработника,  там где это произойдет, расстреливать по 10 заложников.   (11).  По письменнуму свидетельству бабушки  дата 5 марта 1921года-  это день кончины деда
Константина Захаровича Павлова, принадлежавщему к  имущему классу (сохранились, значит  власти запрашивали, различные  справки  о родственниках, о трудповинности, о службе сына, о работе).
     При всей исторической пунктуальности Павловых, отец показывал нам с братом только примерное место захоронения деда, но никогда конкретно могилу, позже выяснилось, что здесь в старинной западной части Куртамышского  кладбища были братские могилы. Показывал нам  отец и заросший лог рядом со старым кладбищем, говорил, что здесь расстреливали, а сидели заложники  тоже недалеко, в подвале каменного магазина по ул. Кузнецовской (Ленина) .
       На основе приведенных  архивных данных, дата кончины  деда К.З.Павлова выглядит очень странно и точно совпадает  с пиком красного террора в Куртамыше 2-10 марта 1921г,  но конкретных, прямых документов о смерти все же найти не удалось. Возможно, что их просто нет.  Выяснил так же, что  массовые репрессии  с 1921по1923 г.г. по Куртамышскому уезду, совершенно не отражены в областной книге памяти «Осуждены по 58-й»,  этот исторический  перид еще ждет своего исследователя. Но про аналогичный по периоду красный террор в Кургане в феврале-марте  1921г. материалы имеются, представлены  списки заложников, приговоренных к ВМН по постановлению укома РКП(б)  от 1  марта и расстрелянных 2 марта1921г. Чувствуется паника.
Дед Константин Захарович Павлов пользовался  авторитетом в Куртамыше: ему были подарены часы  с надписью: «1887-1/10-1912;  К.З. Павлову за учительскую полезную деятельность- признательное общество, с.Куртамыш». Тогда же преподнесено подарочное собрание сочинений Некрасова с тисненой надписью: «1887-1.10. 1912г.г. От учащихся заведующему К.З.Павлову, как опытному руководителю и дорогому товарищу. с.Куртамыш». Он был большим книголюбом, всю жизнь выписывал литературные приложения к журналу «Нива» - это сотни томов классической литературы, отдавал их местному переплетчику Комарову в работу и собирал библиотеку. Каждая книга имела именной штамп:    «К.З.Павлов,   Куртамыш,    Оренбургской губ.».  
   Рассказывал отец:  » В 1919г. началась «красная»  реквизация  имущества  у  кутамышской  «буржуазии».  Константин Захарович взял подводу и вывез всю свою обширную  личную библиотеку в земское училище, там она считалась уже государственной и реквизации не подлежала.  Благодаря этому часть библиотеки сохранилось в нашей семье, но много позже некоторые книги  я встречал в районной библиотеке, благодаря щтампу- возвращал домой».
       По воспоминаниям его бывших учеников, находящиеся в Куртамышском краеведческом музее:  П.С. Статных /моего  деда по матери /,  И.С. Галкина /сына волостного писаря/, И.В. Клевакина /позже секретаря райкома партии/: «Это был умный, талантливый учитель, строгий, но справедливый, любимый нами».   Есть еще развернутые воспоминания    И.А. Софронова -сына станового пристава (полицейского), тоже бывшего ученика, позже жившего в Копейске, рукопись его находится тоже в  музее), дословно: «Большая» (опорная) школа. В ней учился Н. Глебов, писатель, сынки
Штамп на книгах личной библиотеки К.З.Павлова
учителей, купцов, всей знати Куртамыша. Возглавлял директорство Константин Захарович Павлов. Это был властный, строгий человек, любил порядок и знатный педагог. Он требовал высокой нравственности от учителей, не вводил и запретил применять физические наказания учеников. Действовал внушением, голос басистый, властный, находчивый и обладал острым разумом. Его супруга Анна Дмитриевна, тоже хороший педагог и воспитатель. Семья Павловых размещалась на втором этаже здания школы.  …Удивительно, что в состав школьного совета входили: И.Углицкий (купец), судья города, земский начальник и др. Но, удивительнее, пожалуй другое. Осенью, когда начинался учебный год К.З.Павлов как то умел оказывать беднейшим ученикам материальную помощь. Давали: валенки, пальто,шапку, а где брал директор средства? Ведь члены школьного совета вряд ли могли иметь такую щедрость…»
  Тем  не менее дальний родственник, писатель Н.А. Глебов  в угоду   тогдашней коммунистической морали    1950-х годов, (а это значит, что купцы, офицеры, священнослужители и интеллигенция были злейшими врагами трудового народа) несправедливо, карикатурно изобразил Константина Захаровича под именем учителя географии К.З. Павловского в повести: «Детство Викеши», Челябинск, 1958 .  Н.А.Глебов несомненно имел писательский талант, сам он был родом из с. Косулино  (это рядом с Долговкой, а жил как раз в то время, какое описывает), затем в Куртамыше, где и учился у деда, видимо ту, дореволюционную жизнь он знал хорошо, но  к сожалению идеологически писал однобоко. После выхода глебовской книги  у моего отца Бориса Константиновича отношения с писателем охладели навсегда.   
     Остается  добавить, что деду К.З.Павлову посвящен стенд в разделе «Дореволюционная   интеллигенция» Куртамышского краеведческого музея им. Н.Д.Томина, материал о нем имелся в музее Института усовершенствования учителей в Кургане (сейчас фонды переданы в обл.музей), а так же в музее Благовещенского педагогического колледжа,  упоминается он и в 5 томе  издания «Истории Курганской области». Мебель деда, изготовленная краснодеревщиком Худяковым в 1911г., экспонируется сейчас в областном краеведческом музее.
     Интересно, что в апреле 2008г. через «Интернет» я впервые зашел на общественно-исторический сайт «КУРТАМЫШ», где в статье о дореволюционных учителях Павловых, увидел деда на совершенно неизвестной в нашей семье фотографии выпуска Куртамышской смешанной гимназиии (училища) от 4 апреля 1919 г.   Выяснилось, что это фото находится сейчас у живущей в Германии, г. Штутгардте Веры Вадимовны  Эберт, внучки выпускника 1919г. Петра Федоровича Лоскутникова. В.В.Эберт любезно выслала мне фотографию по электронной почте, кроме того, сообщила некоторые исторические сведения:.  « дед П.Ф.Лоскутников (1900-1933) в Куртамыше был репрессирован в 1932 г., репрессированные вместе  с ним,  его жена и четверо их детей были выброшены на улицу и испытали все тяготы нищеты и  бездомности ».
    4 апреля 1919г., выпуск Куртамышского смешанного земского училища.
В
ерхний ряд: крайний слева П.Ф.Лоскутников.Средний ряд: второй слева К.З.Павлов, третий справа- благочинный протоиерей Ф.И.Карпов. Фото из архива В.В.Эберт,  Германия.
     3. Священники, законоучители Милицины из Куртамыша.
   Милицин  Виталий Степанович, протоиерей.
    Моя бабушка А.Д.Павлова родилась 20 июля 1882г. и крещена в Петропавловской церкви с. Куртамыша.  В метрике  поставили подписи священник Василий Дмитриевич Золотавин и дьякон Федор Милицын. (10). Милицины- это стариннейшая священническая династия, служившая в Оренбургской епархии. В исследуемый нами дореволюциооный  период в Петропавловской церкви Куртамыша почередно служили два брата: священники Виталий Стефанович и Александр Стефанович Милицины. Они оба были законоучителями, входили в педагогические советы и хорошо были знакомы с моими дедами Павловыми, поэтому я хочу очень кратко остановится на их судьбе. Все данные почерпнуты мной из рассекреченного (прошло 75 лет, согласно закона) дела №2176, ф.6905,оп.2,находящееся в ГУ АОПЛ Курганской области.
   Виталий Стефанович Милицин (1868-1933) служил священником в Куртамыше с 1900 по 1913г. Позже был переведен в Челябинск, а в 1923г. в Свято-Никольскую церковь в г. Шадринск.   1920-е годы- время  организованного властями (троцкистами) церковного раскола в России и Свято-Преображенский собор Шадринска был захвачен  т.н. «обновленцами» («григорианцами»), но В.С.Милицин принадлежал к священослужителям,  оставшиемся верными традициям православия, последователям патриарха Тихона. 25 сентября  1927г. о.Виталий вместе с священниками Писаревым П.А., Фаворитовым П.М., Буткиным А.Г., Суставовым И.П. и Гирским А.Ф. провели  молебен о прославлении мощей  Св. Семеона Верхотурского. Здесь необходимо заметить, что мощи
находились у «обновленцев» в Свято-Преображенском соборе, но народ тысячами пришел к ревнителям истинной веры -в Свято-Никольскую церковь, находящуюся неподалеку.  Это дало повод ОГПУ в 1928г. осудить всех перечисленных священослужителей к заключению на 3 года в Соловецкий концентрационный лагерь (СЛОН). После отбытия срока в 1931г. всем, кроме Писарева П.А. добавили еще по 3 года ссылки в Северный край, Коми АССР., где. Милицин В.С и умер в 1933г.    При изучении дела можно сделать вывод, что Милицин и др. священники не признали  за собой вину, не пошли на сотрудничество с властями, отбывали заключение полностью и достойно, а дальше пошли на свою северную «Голгофу» …В 1991г. все они были реабилитированы Курганским областным судом. Собранные
материалы по священникам я передал в Курганскую епархию для последующего изучения и, если возможно, то причисления их к сонму новомученников Российских. Срочное дополнение: с  громадным удовлетворением узнал я из  ИНТЕРНЕТА, что по информации Православного Свято-Тихоновского Богословского  Института,  протоиерей Виталий Степанович Милицин  причислен к лику Новомученников и Исповедников Православной Церкви ХХ века.    Одновременно выяснил: одна из правнучек, Мария Федоровна Проферансова , оказалось насельницей  монастыря святой равноапостольной Марии Магдалины в  Иерусалиме: сестрой Макриной, где занимается реставрацией икон. Ее родная сестра Елена Проферансова родилась и живет в Москве. Сестра Макрина  очень интересуется материалами на своего прадеда, поэтому вскоре постараюсь их ей передать лично в Иерусалиме. 
Милицин  Александр Степанович, иерей.
       Александр Стефанович Милицин (1874-1940) приехал в Куртамыщ в 1910 г.  после окончания духовной семинарии. Служил в Петропавловской церкви псаломщиком, дьконом, священником до начала 1930-х годов. Был репрессирован в 1932г. и отправлен на Беломоро-Балтийский канал. Через несколько лет, совершенно больным стариком он вернулся из заключения и вся семья  переехала в Курган, где в 1940г. А.С.Милицина и похоронили на городском кладбище (Парк Победы). В Кургане живет его внучка-Мария Ивановна Рожкова, но к сожалению  дела деда ей пока найти не удалось.
Именная медаль Д.К. Абалакова
От Кайгерского общества сельского хозяйства.
Д.К.Абалаков владел пивзаводом в Кустанае и выставилна выставку новый сорт пива, видимо призового места   пиво не заняло, но тем не менее поощрили памятной медалью.
       Анна Дмитриевна Павлова (Абалакова), моя бабушка родилась 20 июля 1882г. в Куртамыше. Отец  её (прадед)- шадринский мещанин Дмитрий Константинович Абалаков (1860-1915), начинал приказчиком у известного купца  Дунаева в Куртамыше, позже открыл свое дело: купец, виноторговец, сохранилась его именная медаль от Кайгеровского с/х общества: «За трудолюбие». В Куртамыше он имел различные магазины, но занимался так же  и меценатством:  «Другим любимым и посещаемым местом был сад отдыха на берегу реки Куртамыш, который содержал виноторговец Абалаков. В тени различных кустов и ив были установлены летние беседки, разноцветные палатки и фигурные киоски, здесь же были устроены качели и карусель с лошадьми, а так же оборудованы площадки для игры в гольф. После революции балаковский сад остался без хозяина, и сейчас лишь старые ветлы напротив магазина «Полянка» напоминают о нем…» (13).     В 1910г. в связи с расширением своего торгового дела, прадед переехал со всей семьей в г. Кустанай,  но умер в 1915 г. На могиле вдова поставила чугунный памятник,  оставил он после себя магазины, двухэтажный дом, но, как и полагалось, все это после революции было реквизировано.
Д.К.Абалаков (1860-1915).
г. Кустанай,  1910 г
                 Куртамыш,1901 г.
Анна Дмитриевна Павлова (Абалакова)
(20 июля.1882-14мая 1959г.
Фото из фондов Куртамышского
                        
4. Шадринские мещане Абалаковы, жившие в Куртамыше и Кустанае.
         Харбин,1907 г.
Валентина  (Абалакова) и Алексей Ульяновы
Фото из архива Павловых
   Мария Васильевна Абалакова (1860-1934) , прабабушка, занималась воспитанием 8 детей. Судьбы всех их противоречивы: известно по документам, что братья Николай (1885-?) и Виталий (1889-?) ещё до Первой Мировой войны служили в в армии, возможно были офицерами , т.к. были образованными- окончили реальные училища и в Куртамыш больше  не возвращались.  Но они оба пропали без вести  во время гражданской войны, больше сведений никаких нет.  Другой сын -Иван    ( 1891-1914) погиб на фронте в 1914 г., а  сестра Валентина (1887- ?) после окончания Челябинской прогимназии в 1907 г., вышла замуж за предпринимателя А.И. Ульянова и уехала в далекий Харбин на место жительства мужа. В 1930-е г. связь с ней прервалась окончательно. Младшие: Аркадий (1899-?), Федор (1895-1930-е) и Нина (1900-1984) жили с родителями в Кустанае. После революции старость прабабушки Марии Васильевны Абалаковой -этой властной и привыкшей к лучшей жизни женщины, спокойной и обеспеченной не назовешь, даже дома у неё не было, всё отобрали. Семейная жизнь у Нины Дмитриевны Абалаковой не сложилась, я считаю из-за катаклизмов той переменчивой эпохи, а ведь она была романтичной гимназисткой, писала стихи, очень хорошо рукодельничала. Позже на пенсии тетя Нина жила в Куртамыше у нас в соседях, я её очень хорошо помню. Показывала она мне атрибуты её пропавшей юности: веера, лайковые перчатки до локтей, даже корсет из китового уса. Были безделушки: лорнет, открытки с Наполеоном, ножи для резки бумаги, какие то смешные статуэтки, письма. Мы все должны быть благодарны ей- она сохранила два дореволюционных альбома с фотографиями. А мне она подарила крестик 1886г.  Похоронена  на кладбище дома старости в Далматовском районе.
   Федор и Аркадий Абалаковы остались в Кустанае,  но связь с родственниками была потеряна в конце 1930-х годов. Интересно, что в 2007 г. в «Интернете» я  обратил внимание на статью о журналисте Ольге Абалаковой из Кустаная, которой вручили престижную премию президента Назарбаева. Связавшись с ней выяснил,что она жена Юрия Вадимовича Абалакова-внука брата моей бабушки-Федора Дмитриевича.  Ф.Д.Абалаков имел семью: жену Ксению, детей Вадима и Игоря , работал бухгалтером, но еще до войны умер от туберкулеза. После семья бедствовала, но выжила. Брат Юрия-Александр Вадимович  сейчас живет в Москве.
   Я заинтересовался родословием Абалаковых, сделал запрос в Шадринский городской архив, откуда ответили, что такой в Шадринске не проживал, хотя по всем сохранившимся фотографиям и документам   вместе с потомством , он писался как  шадринский мещанин. В областных архивах я тоже ничего не нашел. Фамилия в наших местах достаточно редкая, поэтому мне встретились только одни однофамильцы Абалаковы- коренные казаки станицы Звериноголовской.    Генеалогия  старинной  семьи Абалаковых еще ждет своего исследователя.
                            Семья Абалаковых, Куртамыш,1896г. 
Анна Дмитриевна слева от  отца Дмитрия Константиновича Абалакова, справа жена Мария Васильевна, бабушка-рожд.1825г.,остальные дети                                     Фото из личного архива Павловых.
                                                    5. Куртамышские учителя Павловы.

   В  1898 году Анна (бабушка) выдержала экстерном экзамены в Челябинском городском 4-х классном училище  на звание учителя начального училища и устроилась второй учительницей в Куртамышское двухклассное мужское начальное училище, где заведующим был дед. Из метрической книги Михайло-Архангельской церкви с. Долговка, находящейся в Куртамышском музее : «18 января 1902 года   Анна Дмитриевна Абалакова обвенчалась с Константином Захаровичем Павловым (вдовым по первому браку). Поручители: жениха-Таловской слободы запасной фельдфебель П.С.Макаров (муж сестры), по невесте- Куртамышевской слободы мещанин Н.Д. Абалаков (брат).»  По законам того времени для госучреждений жене запрещено было служить в подчинении мужа, поэтому А.Д.Павлова немедленно перешла работать в церковно-приходскую школу при Петропавловской церкви, где и работала до 1917г.. Заведовал школой благочинный протоиерей Федор Иванович Карпов, авторитетный человек, награжденный орденом Св.Анны, а законоучителем был  о.Виталий (Виталий  Степанович  Милицин).
    Куртамыш,1911г.  Выпуск министерского женского 2-х классного /5кл./ начального
учили\ща. Преподаватели слева направо: Павлова Анна Дмитриевна (бабушка), дьякон Глеб Данилович Коптяков -награжден серебрянной медалью «За усердие»- о.Федор(Карпов). благочинный-награжден орденом Св.Анны 3 степени, о. Виталий /Милицын), РусановаИ.К.  Фото из фондов Куртамышского  музея
До 1911 года Павловы жили в бесплатной казенной квартире, это весь 2-й этаж училища (4 комнаты), а позже купили  большой 2-х этажный дом, низ каменный,а верх деревянный, я его знаю, было там районное КБО, сейчас на этом месте «Зубовский рынок».  В 1934 году  бабушка его продала  и купила меньший, крестовой, разницу в цене употребила на учебу детей в институтах. Кроме директорской работы, во время летних каникул дед Константин Захарович подготавливал купеческих детей к сдаче экзаменов для поступления в городские и реальные училища (малограмотные купцы  уже понимали, что надо учить детей), от родителей расчет был богатый, иногда  натурный- возы бакалеи, галантереи, продуктов,  да и сама Анна Дмитриевна работала учителем.  Вот это вызывает удивление, т.к. в то время в семьях  крестьян, ремесленников, да и купцов жены, как правило, не работали.  Например, наш уличный сосед по 1930-80 годам Иван Яковлевич Голоднев (1912-1991)- был из семьи крестьян, потомственных  кустарей-шорников  с 13-ю детьми, где мать занималась только домом.  А у богатых купцов, жены праздно сидели  дома, наносили визиты, всю домашнюю работу выполняла прислуга, да и  детей у них как правило, было  меньше. Это подтверждают   воспоминания Анны Ивановны Клоповой (1890-?), (в будущем жены комбрига Н.Д.Томина), смолоду жившей в работницах у купца Н.И.Цыпулина: «23 года батрачила на хозяев Евдокия Ивановна (мать), с детства так жила и я».  У Павловых ситуация совершенно другая,  глава семьи: преуспевающий директор, но и жена тоже преподаёт, имея при этом 4 детей.  Объясняю я  это громадным уважением  К.З.Павлова к  супруге не только как к матери его детей и хозяйке дома, но и как к личности, товарищу, единомышленнику, к её внутреннему духовному  миру, квалификации  и образованию. Сестры ведь у него так же  все работали учителями, при небедных мужьях. Для справедливости
надо отметить, что  тогда  у  Павловых  жила   домработница.  Жизнь  показала, что приобретенная профессия, педагогический стаж колоссально пригодилась Анне Дмитриевне, когда она осталась одна с тремя малолетними детьми после смерти мужа в 1921г. Конечно, пришлось ей кроме работы учителем, полностью на себя принять всю  хозяйскую работу:  одна обрабатывала большой огород, держала корову, косила, прекрасно стряпала,  шила и пока не подрос отец -заготавливала дрова.  Чем же занялись после 1917г. никогда не работающие, не имеющие профессии  члены купеческих семей,  остается загадкой. Возможно молодые, как и  тетя отца Н.Д. Абалакова, тоже дочь купца, но успевшая окончить прогимназию в Кустанае, пошли работать учителями по деревням, а пожилые родители при них, что и было самое спокойное по то смутное время..
   До революции вся провинциальная интеллигенция была знакома поэтому, по чьей-то рекомендации, проездом за сбором литературных материалов по Челябинскому уезду, у Павловых неоднократно останавливался  известный писатель, хорошо знавший  жизнь  духовенства того времени: С.И. Гусев-Оренбургский.  Он эмигрировал в Харбин в 1921г., а затем в Нью-Йорк, где и скончался в 1960-е годы. Думаю, что среди американских небоскребов, к концу жизни он вспоминал земляков-оренбуржсцев.  Огородов Павловы тогда не садили, не держали и скотину, зато при училище была казенная конная повозка с кучером, на ней выезжали на прогулки в лес. По куртамышским меркам в то дореволюциоонное время они не были бедными  бюджетниками, как многие учителя сейчас. По воспоминаниям К.З. Павлов посещал купеческий клуб /сейчас там типография/, были они и на свадьбе  молодого земского врача Я. С. Талызина.  Он также принадлежат к дореволюционной интеллигенции Куртамыша, в течении почти всего ХХ века наши семьи были связаны отношениями, скорее напоминающие  родственные, поэтому остановимся чуть подробнее.
Кустанай,1915г., Нина Абалакова.
/фото обрезано,т.к. кто-то был в форменной одежде,а в то время опасно
   История Куртамышского района       Послевоенный Куртамыш      Статьи и отклики       Истории наших семей                                                                           История